И снова - здрасьте, шпионские страсти

Премьера обновленной версии мюзикла «Мата-Хари: любовь и шпионаж»
6 апреля 2012 года на московскую сцену после годового отсутствия вернулся мюзикл «Любовь и шпионаж». Подобно своей главной героине, которая меняла имена, как перчатки, спектакль сменил название на «Мата-Хари: любовь и шпионаж», а также место показов. Теперь встретиться с международной шпионкой и просто таинственной женщиной Мата-Хари можно в Театриуме на Серпуховке.
Пожалуй, основным событием этого вечера стал сам факт возрождения мюзикла, а не заявленные трансформации проекта. И снова гаснет свет и на экране возникают образы из давно забытого черно-белого немого кино, и снова тапер (Павел Рассудов) занимает место за фортепиано, скромно пристроившемся на краю сцены, чтобы не только «стучать» по старым разбитым клавишам, но и сказать, а точнее спеть первое слово… «синема».
Господа, вам остается только плакать и смеяться. Вам предстоит стать свидетелями рождения нового вида искусства – звукового синематографа. В главной роли – звезда немого кино, утратившая былую славу, Клод Франс (Лариса Долина). Режиссером и сценаристом выступил тип с сомнительной репутацией – просто Неизвестный (Дмитрий Харатьян). На роль второго плана сгодился слуга фильмовой дивы и, как выяснилось, ее муж граф Рауль де Шайни (Алексей Бобров).

Нужно лишь найти ответ на один вопрос. О чем будет кино? Точнее, о ком? О Мата-Хари – виртуозной танцовщице или профессиональной шпионке. И вот именно здесь начинается настоящая игра, но не в классиков, и даже не в любовь и шпионаж, а игра в собственную жизнь, в свое прошлое. Начав репетировать, каждый из героев искусно дополняет сценарий фильмы деталями и фактами, которые могли знать только участники событий. Или это просто игра воображения и желание верить в то, чего не было на самом деле? Вот такой непростой сюжет пьесы Елены Греминой лег в основу либретто мюзикла «Любовь и шпионаж».

Если говорить об изменениях в постановке, то они незначительны. На смену массивным металлическим конструкциям пришли облегченные и более функциональные декорации, что повлекло за собой вынужденное изменение сценографии. Хочется остановиться на одном конкретном изменении, которое растрогало лично меня и заставило улыбнуться. Возможно, те, кто видел премьерные показы мюзикла в мае 2010 года в театре Российской Армии, помнят постановку номера «Русская тоска», вызвавшую противоречивые впечатления и бурные обсуждения. На фоне драматической истории любви-нелюбви Мата-Хари и русского слепого офицера Вадима проходят символы Первой мировой войны (цеппелин) и России (матрешка и медведь), сопровождаемые ансамблем в противогазах. Впоследствии номер видоизменили из-за невозможности технического решения на сцене Театра киноактера. В версии «Мата-Хари: любовь и шпионаж» авторам удалось частично восстановить смысловую нагрузку номера не костюмами, но декорациями: на фоне витражного окна госпиталя Сен-Роше появляется изображение солдат в противогазах.

Стоит отметить, что, к сожалению, главной потерей новой версии стало отсутствие оркестра. Несмотря на аранжировку музыки, блестяще выполненную Евгением Заготом и Максимом Дунаевским, именно атмосфера немого синематографа начала XX века с его неотъемлемой частью – живым звучанием, потеряла свое прежнее обаяние. Хотя, возможно, в этом есть доля справедливости, ведь, в конце концов, герои все-таки сняли звуковое кино, в котором музыка должна быть в записи.
Зато неизменной осталась команда, работающая над мюзиклом: автор музыки – народный артист России, композитор Максим Дунаевский, автор либретто и стихов – заслуженный артист России, поэт, драматург Николай Денисов, режиссер и хореограф Егор Дружинин, художник по костюмам Шура Тумашова. И большинство актеров, игравших прошлые спектакли, также вышли на сцену Театриума на Серпуховской: Ника Ицкович, Евгений Вильтовский, Роман Аптекарь, Анна Гученкова, Эльвина Мухутдинова, Наталья Корецкая и др.
Но впереди нас ждет еще одно интересное изменение. В этом сезоне партнерами Ларисы Долиной станут Виктор Добронравов (Неизвестный) и Игорь Балалаев (граф Рауль де Шайни).

Мюзикл «Любовь и шпионаж» в любой своей редакции сравним, пожалуй, со старым добрым кино, которое хочется пересматривать не один, не два раза, а к которому хочется возвращаться и когда тебе плохо, и когда хорошо. И тут даже не стоит говорить о том, что кому-то он может нравиться, а кому-то нет. Он уже существует как самобытная единица в мире современного искусства. Надеемся, что это не последняя его ипостась. Следующая должна обязательно остаться на кинопленке, ведь настоящая жизнь Клод Франс началась именно с той минуты, когда она встала перед фильмовой камерой и ассистент ярко осветил лампой ее лицо. И она умерла, чтобы родиться в новой жизни…
Сапронова_Наташа
Фотографии by Asta